Вопрос-ответ

Главная страницаВопрос-ответ

Вопрос: «Какие локальные нормативные акты необходимо принять в образовательном учреждении профессионального образования в связи со вступлением в силу с 01.09.2013 года Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?»

Ответ: Образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования принимают локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие: 
1) правила приема обучающихся; 
2) режим занятий обучающихся; 
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; 
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; 
5) размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам; 
6) размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся, а также порядок предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии; 
7) порядок и случаи снижения размера платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или невзимания ее с отдельных категорий обучающихся; 
8) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; 
9) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг; 
10) порядок и формы проведения итоговой аттестации; 
11) порядок оформления документов об образовании и (или) квалификации на иностранном языке; 
12) образцы документов об образовании и (или) квалификации, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию; 
13) образец справки об обучении или о периоде обучения; 
14) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации; 
15) минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе целевой прием, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации; 
16) соответствие профиля всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады специальностям и (или) направлениям подготовки при приеме на обучение без вступительных испытаний победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам; 
17) соответствие профиля олимпиады школьников специальностям и (или) направлениям подготовки при приеме на обучение без вступительных испытаний победителей и призеров олимпиады школьников; 
18) порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги; 
19) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы; 
20) участие обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов; 
21) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 
22) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 
23) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; 
24) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 
25) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность; 
28) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); 
28) размеры и порядок выплаты материальной поддержки обучающимся.


В
опрос:
К
акой размер госпошлины предусмотрен для переоформления лицензии учреждений среднего профессионального образования?»

Ответ: На основании Федерального закона  от 29.11.2012 №205-ФЗ «О внесении изменений  в часть Налогового кодекса Российской Федерации» за действия уполномоченных органов, связанных с лицензированием образовательной деятельности, взимается государственная пошлина в следующем размере:
1) переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, - 2 600 рублей;
2) переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в случаях: прекращения реализации образовательных программ, прекращения осуществления образовательной деятельности по адресу места её осуществления, изменения наименований образовательных программ, изменения наименования лицензиата, изменения наименования места нахождения лицензиата, наименования адреса места осуществления образовательной деятельности, реорганизации образовательного учреждения или иной организации в форме присоединения к ним юридического лица, реорганизации лицензиата в форме преобразования, установления бессрочного срока действия лицензии  - 600 рублей;
3) предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности - 600 рублей;
4) предоставление (выдача) дубликата лицензии - 600 рублей. 
Реквизиты уплаты госпошлины размещены на сайте Комитета по надзору и контролю в сфере образования в разделе «Деятельность», подразделе «Документы по лицензированию».


Вопрос:
Какие изменения ожидаются в процедуре лицензирования образовательной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального Закона  от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Ответ:
основные изменения и новеллы, касающиеся лицензирования образовательной деятельности, следующие. 
  Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 91  Федерального Закона  от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. 
 Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. 
    Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. 
  Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии не вправе реализовывать;
3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
  Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций; 
2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;
3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

 

Вопрос: Какие документы необходимо предоставить для переоформления  лицензии в случае реорганизации образовательного учреждения  в форме присоединения к нему другого лицензированного и аккредитованного образовательного учреждения?

Ответ: Для переоформления лицензии в соответствии с п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "а", "е" - "з" пункта 8 Положения (копии учредительных документов, копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале),  копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки), опись представленных документов), а в случае реорганизации также копии документов, подтверждающих наличие лицензии, юридических лиц, реорганизованных в форме слияния или присоединения к лицензиату, с приложением (приложениями). Необходимо также оплатить государственную пошлину в размере 600 р. 
Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и документов, соответствующих требованиям действующего законодательства.



Вопрос: Можно ли в учреждении среднего профессионального образования в течение учебного года объединять учебные подгруппы в связи с малой наполняемостью?
Ответ: Пунктом 25 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543, предусмотрено, что численность студентов в учебной группе в средних специальных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований по очной форме получения образования устанавливается в количестве 25 - 30 человек. В нем также определено, что, исходя из специфики среднего специального учебного, заведения образовательное учреждение может проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы студентов при проведении учебных занятий в виде лекций. 
  Типовое положение не содержит запрещающих условий производить обратные действия образовательным учреждениям среднего профессионального образования, то есть объединять подгруппы в группы, что приведет к уменьшению учебной нагрузки преподавателей. Пунктом 5 Приказа Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" предусмотрено, что в этом случае преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата:
- за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
- в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если преподавателей невозможно догрузить другой педагогической работой;
- установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, предусмотренной за ставку заработной платы, и если преподавателей невозможно догрузить другой педагогической работой.
  Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
  Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года (п. 6 Приказа Минобрнауки России N 2075).
(По материалам Т.Кочновой, заместителя главного бухгалтера Минобрнауки России).

 


Вопрос: «Какая информация должна размещаться на официальных сайтах образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования?»
Ответ: Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» статья 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 дополнена пунктом 4, вступившим в силу с 1 января 2011 г. Согласно пункту 4 статьи 32 образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:

 

 1) сведения:
- о дате создания образовательного учреждения;
- о структуре образовательного учреждения;
- о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
- о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
- об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
- о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования);
- о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;
- о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копии:  
- документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
- утвержденных в установленном порядке бюджетной сметы образовательного учреждения;

3) отчет о результатах самообследования;

4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг.

Информация подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

 



Вопрос:
«Какие лицензионные требования установлены к организации медицинского обслуживания и питания обучающихся в учреждениях профессионального образования?»

Ответ:
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.03.2012 № 05-672», Приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников", зарегистрированном в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676, при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований (лицензионном контроле) особое внимание уделяется следующим вопросам:

 

- наличие условий для работы подразделений организаций общественного питания в образовательных учреждениях, договоров (или иных локальных актов образовательного  учреждения) об организации питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного  учреждения;

- исполнение образовательными учреждениями федеральных требований к образовательным  учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 (зарегистрированы Минюстом России 02.02.2011, регистрационный № 19676).

 

 Вопрос: Каким образом осуществляется переоформление лицензии в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам начального и среднего профессионального образования.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «Об образовании» при утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.

При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Соответствие между ранее действующими перечнями и новыми перечнями установлены по образовательным программам начального  образования - приказом Минобрнауки России от  21.12.2009 № 740 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 16261), среднего профессионального образования - приказом Минобрнауки России от 28.12.2009 № 835 (зарегистрирован Минюстом России 10.02.2010, регистрационный № 163460).

Таким образом, образовательные учреждения начального, среднего профессионального образования вправе осуществлять образовательную деятельность по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие указанными выше приказами, на основании имеющейся лицензии до окончания срока их действия.

Однако, в соответствии с пп. 5 п. 9 ст. 33.1 Закона «Об образовании» изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии является основанием  для переоформления лицензии.

Образовательные учреждения начального, среднего профессионального образования могут для переоформления лицензии в случае изменения наименований образовательных программ, указанных в приложении к ней, представить в лицензирующий орган заполненное  по установленной форме заявление, с приложением документов, определенных пунктом 11  Положения о лицензировании.

Форма заявления определена приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 151).

Вопрос: «Необходимо ли  аккредитовать неаккредитованные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, реализуемые образовательным учреждением в рамках ранее аккредитованных укрупненных групп направлений подготовки и специальностей?»

Ответ: В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 33.2 Закона «Об образовании» при проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени). Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованном образовательном учреждении и (или) его аккредитованном филиале в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования, установленного подпунктами 3, 4 пункта 5 статьи 27 Закона «Об образовании», и присваиваемой квалификации (степени)), являются аккредитованными.

Из этого следует, что образовательные учреждения, у которых приложение к свидетельству оформлено с указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным программам, не должны представлять в уполномоченный орган заявление о переоформлении свидетельства с целью государственной аккредитации образовательных программ, не заявленных ранее к государственной аккредитации, относящихся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).



Вопрос:  Каков порядок использования образовательными учреждениями профессионального образования дистанционных образовательных технологий?

Ответ:
 В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (ДОТ), отнесено к компетенции образовательного учреждения.

 

В этой связи образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Минобрнауки России.

Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2005, регистрационный  № 6862) (далее – Порядок).

Согласно п. 4 Порядка образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Порядок не предусматривает использование ДОТ при проведении итоговой аттестации, в том числе государственной итоговой аттестации.

Норматив площади учебно-лабораторных помещений, приходящихся на одного обучающегося, приведенного к очной форме обучения, в зависимости  от профиля образовательных программ и применяемых ДОТ утвержден  распоряжением Минобрнауки России от 26.08.2003 № 985-24.