Методика оценки

Главная страницаМетодика оценки
Методика формирования рейтингов общеобразовательных учреждений и муниципальных образований Ульяновской области по направлению «Качество образования»

Цель формирования и публикации рейтинга - привлечение внимания к проблеме качества среднего образования. Конкретные цели рейтинга зависят от ориентации на потребителя.

Основными группами потребителей рейтинга по качеству образования являются:
  • Родители (законные представители) учащихся
  • Руководители школ
  • Работники органов управления образованием муниципального и регионального уровня

Цели рейтинга по качеству образования :
  • обеспечение родителей достоверной информацией по ключевым вопросам качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями Ульяновской области, позволяющей помочь родителям с выбором школы или оценкой той школы, в которой уже учатся их дети;
  • предоставление директорам школ возможности сравнения качества обучения в школе с аналогичными данными в других школах для правильного выбора приоритетных направлений развития школы в области качества;
  • обеспечение руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием корректной сравнительной оценкой подведомственных учреждений для анализа и принятия управленческих решений по вопросам обеспечения качества образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Для достижения поставленных целей методика рейтингования должна решать следующие задачи:
  • обеспечить возможность группировок школ по различным основаниям (профиль, территория и т.п.) для обеспечения родителей релевантной информацией;
  • обеспечить частные рейтинги, чтобы каждый пользователь мог определить наилучшие для него учебные заведения исходя из собственных приоритетов;
  • обеспечить корректность сравнения образовательных учреждений, находящихся в разных условиях и имеющих разные ресурсные возможности.

Предоставить, по возможности, полную информацию для анализа составляющих рейтинга и выработки обоснованной образовательной политики на уровне школы, муниципалитета, региона.

Для построения рейтингов общеобразовательных учреждений Ульяновской области по качеству образования определены следующие направления:
  • результаты обучения учащихся школы;
  • участие учащихся школы в процедурах независимой оценки качества знаний;
  • обеспечение системного подхода в процедурах независимой оценки качества знаний;
  • эффективность внутришкольного мониторинга;
  • соответствие деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателям.
Для построения рейтингов муниципальных образований Ульяновской области по качеству образования определены следующие направления:
  • результаты обучения в среднем по муниципальному образованию;
  • активность участия муниципального образования в процедурах независимой оценки качества знаний;
  • обеспечение системного подхода в процедурах независимой оценки качества знаний;
  • соблюдение общеобразовательными учреждениями законодательства РФ в области образования.
Для расчета значений показателей используются следующие источники данных:
  • данные мониторингов, проводимых Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области;
  • данные мониторингов, проводимых областным государственным автономным учреждением «Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования»;
  • данные образовательных учреждений.
Рейтинг образовательных учреждений и муниципалитетов формируется по каждому направлению отдельно и в целом по направлению (сводный рейтинг).

Для каждого направления определены индикаторы и источники данных.

Для общеобразовательных учреждений

№ п/п Показатель Индикатор Источник данных период рейтингования
1 Результаты обучения Степень обученности учащихся школы Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 3 раза в год (входной, рубежный и итоговый)
2 Обеспечение системного подхода в процедурах независимой оценки качества знаний Системность участия школы в процедурах независимой оценки качества знаний Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 1 раз в год
3 Участие учащихся школы в процедурах  независимой оценки качества знаний Доля учащихся школы принявших участие в процедурах  независимой оценки качества знаний от общего количества обучающихся , Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 3 раза в год (входной, рубежный и итоговый)
4 Эффективность внутришкольного мониторинга Процент соответствия результатов внутришкольного мониторинга  результатам независимой оценки качества знаний Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 1 раз в год
5 Соответствие  деятельности  образовательного учреждения аккредитационным показателям Степень соответствия аккредитационным показателям Мониторинг по результатам аккредитации 2 раза в год (по полугодиям)

Для муниципальных образований

№ п/п Показатель Индикатор Источник данных период рейтингования
1 Результаты обучения в среднем по муниципальному образованию Показатель степени обученности в среднем по муниципальному образованию Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 3 раза в год (входной, рубежный и итоговый)
2 Активность участия муниципального образования в процедурах независимой оценки качества знаний Процент школ муниципального образования, принявших участие в процедурах независимой оценки качества знаний. Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 3 раза в год (входной, рубежный и итоговый)
3 Обеспечение системного подхода в процедурах независимой оценки качества знаний Системность участия муниципального образования в процедурах независимой оценки Мониторинг по результатам добровольных процедур независимой оценки качества знаний 1 раз в год
4 Соблюдение общеобразовательными учреждениями законодательства РФ в области образования % образовательных учреждений, в отношении которых не установлено фактов нарушения законодательства от общего количества проверенных образовательных учреждений муниципального образования Мониторинг исполнения образовательными учреждениями законодательства в области образования 2 раза в год (по полугодиям)

Методика расчета рейтинга для общеобразовательных учреждений

1.Индикатор – степень обученности рассчитывается по формуле Симонова В.П.:

где: x,y,z,m,k - общее количество отметок, соответственно «5», «4», «3», «2», «1» n – общее количество учащихся, принимавших участие в тестировании

2.Индикатор - обеспечение системного подхода в процедурах независимой оценки качества знаний. Рассчитывается по формуле:
для начальной и средней ступени
,
для основной ступени:

где n- количество участий в независимой оценке (входной, рубежный, итоговый контроль) для всех классов ступени, n=1;2;3;4;5;6.

3.Индикатор - доля учащихся школы, принявших участие в процедурах независимой оценки качества знаний от общего количества обучающихся.
Рассчитывается по формуле
Где Xy значение индикатора ( доля учащихся школы, принявших участие в процедурах независимой оценки качества знаний от общего количества обучающихся
Σi сумма значений
mmax максимальное значение учащихся по i классу (контингент с 3 по 11 класс), принявших участие в тестировании
n - общее количество учащихся в школе (без учета контингента 1-х и 2-х классов)

4. Процент соответствия результатов внутришкольного мониторинга результатам независимой оценки качества знаний
Рассчитывается по формуле Xэ = 100%- (kв-kн)*
* данная разность берётся по модулю (т.е. со знаком +)
где kв – степень обученности по результатам внутреннего мониторинга,
kн- степень обученности по результатам независимой оценки

5. Степень соответствия аккредитационным показателям.
Степень соответствия деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателям рассчитывается на основании значений, указанных в таблице (в зависимости от года проведения аккредитационной экспертизы в образовательном учреждении), где:
Показатель №1 - Качество управления, кадровое обеспечение образовательного учреждения (далее – П №1)
Показатель №2 – Уровень, качество подготовки обучающихся и выпускников в образовательном учреждении (далее – П №2)
Показатель №3 - Материально-технические условия пребывания обучающихся в образовательном учреждении (далее – П №3)
Показатель №4 - Медико-социальные условия, воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении (далее – П №4)
В таблице приводится максимальное значение каждого из показателей (в баллах) в соответствии с инструктивными картами. В ранжировании образовательных учреждений по аккредитационным показателям используется оценка в % от максимального значения в соответствии с приведённой ниже таблицей.

Период проведения аккредитационной экспертизы П №1 П №2 П №3 П №4 Итоговая оценка
сентябрь-декабрь2011 по настоящее время 77 70 52 45 224
февраль-май 2011г. 163 74 44 92 373
2009-2010 г.г. 72 58 24 81 235
2007-2008 г.г. с* с с с С


Для расчета применяется формула:
где
sa - значение показателя общеобразовательного учреждения;
smax - значение максимального показателя из таблицы;
Xa - значение показателя «Степень соответствия деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателям».

*с - деятельность образовательного учреждения по совокупности показателей соответствует государственным требованиям.
Образовательные учреждения, в которых аккредитационная экспертиза проходила в период 2007-2008 г.г., в ранжировании по аккредитационным показателям не участвуют, т.к. не определена степень соответствия деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателям в баллах. Данные образовательные учреждения пройдут аккредитационную экспертизу в 2012-2013 г.г. и будут включены в общий рейтинг образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, по аккредитационным показателям.
Образовательные учреждения, не имеющие свидетельство о государственной аккредитации, будут иметь оценку «0 %» до момента проведения государственной аккредитации.

Методика расчета рейтинга для муниципальных образований

1. Индикатор - степень обученности в среднем по муниципальному образованию рассчитывается по формуле Симонова В.П.:

где: x,y,z,m,k - общее количество отметок, соответственно «5», «4», «3», «2», «1» n – общее количество учащихся, принимавших участие в тестировании

2. Индикатор - процент школ муниципального образования, принявших участие в процедурах независимой оценки качества знаний.
Рассчитывается по формуле:

где
c – % образовательных учреждений муниципального образования, принявших участие в процедурах независимой оценки качества знаний (без учёта ЕГЭ И ГИА).
a – количество образовательных учреждений, принявших участие в процедурах независимой оценки качества знаний (без учёта ЕГЭ И ГИА).
b – общее количество образовательных учреждений в муниципальном образовании.

3. Индикатор - обеспечение системного подхода в процедурах независимой оценки качества знаний.
Рассчитывается как среднее значение по району.

4. Индикатор - % образовательных учреждений, в отношении которых не установлено фактов нарушения законодательства, от общего количества проверенных образовательных учреждений муниципального образования.
Рассчитывается по формуле:

где c – % образовательных учреждений муниципального образования, в отношении которых не установлено фактов нарушения законодательства от общего количества проверенных образовательных учреждений муниципального образования.
a – количество образовательных учреждений, в отношении которых не установлено фактов нарушения законодательства.
b – общее количество проверенных образовательных учреждений муниципального образования.
Каждому индикатору присваивается значимый вес. В сумме он составляет по школам 5, по муниципальным образованиям 4.

Таблица значений (приложение №1).
Участникам рейтинга, имеющим одинаковое значение индикатора (индикаторов) присваивается одинаковое рейтинговое место.
Данная методика по результатам апробации может корректироваться.

Приложение №1

1. по рейтингу школ

Название показателя Предлагаемый значимый вес показателя
Степень обученности 1,5
Системность участия школы в процедурах независимой оценки качества знаний 0,5
Участие обучающихся школы в процедурах независимой оценки качества знаний 1
Эффективность внутришкольного мониторинга 0,5
Соответствие деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателям 1,5

2.по рейтингу муниципальных образований

Название показателя Предлагаемый значимый вес показателя
Результаты обучения в среднем по муниципальному образованию 1,6
Активность участия муниципального образования в процедурах независимой оценки качества знаний 0,8
Системность участия муниципального образования в процедурах независимой оценки 0,8
Соблюдение общеобразовательными учреждениями законодательства РФ в области образования 0,8